Чтение является важнейшим средством получения знаний, оно заложено в основу обучения. Проблема овладения навыка чтения на сегодняшний день достаточно ярко выражена у многих современных детей.

В процессе овладения навыком чтения ребенок должен научиться четко и быстро опознавать предъявленные ему буквы, восприятие должно иметь четкий последовательный алгоритм, значение прочитанного должно удерживаться в памяти. Нарушение чтения может отрицательно влиять как на успешность в обучении, так и на формирование личности ребенка в целом.

Дислексия – это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением. (Р. И. Лалаева)

При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок:

  • замена и смешение звуков при чтении;
  • побуквенное чтение;
  • искажение звуко-слоговой структуры слова;
  • нарушение понимания прочитанного;
  • аграмматизм при чтении;
  • низкий темп чтения.

Среди возможных многообразных причин, вызывающих данные нарушения, следует отметить такие, как несформированность отдельных речевых и неречевых функций (зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слуховой дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы).

Таким образом, основная цель деятельности специалиста по коррекции развития речи в любом образовательном учреждении является своевременное выявление детей с трудностями в обучении и оказание им квалифицированной помощи, так как от уровня сформированности навыков чтения и письма зависит успех освоения всех дисциплин школьной программы.