Афазия - одно из самых тяжёлых последствий мозговых поражений, при котором системно нарушаются все виды речевой деятельности.

Сложность речевого расстройства при афазии зависит от локализации поражения при кровоизлиянии в подкорковых отделах мозга, величины очага поражения,особенностей остаточных и функционально сохранных элементов речевой деятельности.

Причины возникновения афазии:

 

Нарушения мозгового кровообращения(ишемия,гемморогия), травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного мозга. У детей афазия возникает реже,как результат черепно-мозговой травмы, опухолевого образования или осложнения после инфекционной болезни.

В основе любой фонемы афазии лежит та или иная первично нарушенная нейрофизиологическая и нейропсихологическая предпосылка(например, нарушение динамического или конструктивного праксиса, фонематического слуха, апраксии артикуляционного аппарата и т.п, которая ведёт к специфическому системному нарушению понимания речи, письма, чтения , счёта. При афазии специфически системно нарушается реализация разных уровней, сторон, видов речевой деятельности(устная речь, речевая память, фонематический слух, понимание речи, письменная речь, чтение, счёт).

Коррекционно-педагогическая работа начинается с первых дней и недель с момента инсульта или травмы по разрешению врача и под его контролем. Раннее начало занятий предотвращает фиксацию патологических симптомов и направляет восстановление по наиболее целесообразному пути. Восстановление нарушенных психических функций достигается при длительных логопедических занятиях. При афазии проводятся индивидуальные и групповые логопедические занятия. Индивидуальная форма работы считается основной, так какименно она обеспечивает максимальный учёт речевых особенностей больного, тесный личный контакт с ним, а также большую возможность пстхотерапевтического воздействия. Длительность каждого занятия на раннем этапе после инсульта в среднем от 10 до 15 минут 2 раза в день, на поздних этапах 30-40 минут не реже 3 раз в неделю. Групповые занятия (3-5 человек) с однотипными формами речевых расстройств и относительно одинаковой стадией восстановления речи время занятия 45-50 минут.