Успешность обучения ребенка на всех ступенях образования зависит от многих факторов, в том числе от уровня и качества речевого развития, так как именно речь является средством получения и выражения знаний.

Из всего многообразия речевых нарушений у школьников специалистами по коррекции и развитию речи выделяются нарушения чтения и письма.

Нарушения письма подразделяются на дисграфию и дизорфографию.

Основными симптомами дисграфии являются специфические ошибки, которые носят стойкий характер и не связаны с применением орфографических правил. Таким образом, выделяют три группы специфических ошибок:

  • Ошибки на уровне буквы и слога: пропуск, перестановка, вставка букв и слогов («двочка» - девочка, «авгус» - август, «неесут» - несут, «чунал» - чулан).
  • Ошибки на уровне слова: раздельное написание слов, слитное написание служебных слов, смешение границ слов («в друг»- вдруг, «наних» - на них).
  • Ошибки на уровне предложений: нарушение границ предложений, аграмматизмы, связанные с нарушением связи слов в предложении.

Дизорфография – это стойкое и специфическое нарушение в усвоении морфологического и традиционного принципов орфографии, которое проявляется в разнообразных и многочисленных орфографических ошибках (Р.И.Лалаева); специфическая неспособность учащихся к усвоению орфографических правил (Л.Г.Парамонова); нарушение письма, в основе которого лежит несформированность морфологического анализа (А.Н.Корнев).